Псоглавец (святой Христофор)

Из блокнота экскурсовода

Святой Христофор

Святой Христофор

Святой Христофор
Святой Христофор

Святой Христофор

Святой Христофор
Св. Христофор Ныробский

Св. Христофор Ныробский

Св. Христофор Ныробский
Мой небольшой рассказ посвящен одному интересному, на мой взгляд, историческому факту. На севере нашего края, в древнейшем городе Перми Великой – Чердыни есть ничем не примечательная на первый взгляд икона. Написана она была в XIXвека. Изображены на ней Святой Христофор со Святыми Флором и Лавром.

На иконах образ Христофора представлен с собачьей, а иногда с лошадиной мордой. В основном он изображается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи, в правой  руке находится  четырехконечный   крест.    В Православии иконографические    иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовали лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представлять на иконах. Святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого, с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми. 21 мая 1722 года Священный Синод предписал не рисовать святого Христофора с головой животных, т.к. от его иконы «веяло» идолопоклонством. Однако Сенат рекомендовал не предпринимать решительных   действий против уже существующих изложений, т.к. они пользуются большой любовью среди народа. В середине XVIII века священнослужители Ростовской епархии выступили за очеловечение ликов святого и за появление других образов   в   традиционной манере.  Вся ответственность за отображение Христофор на иконах   возложили на поместное духовенство.   

Иногда Московская консистория наказывала священнослужителей, которые допускали в храме изображение Христофора в «неестественном» виде. При этом подобные образы продолжали   распространяться в   Московских иконописных лавках. 

После запрета в мастерских церковной религиозной живописи пишутся изображения святого Христофора с человеческим лицом в виде воина. Большинство икон и стенописей было скорректировано.  Всего лишь несколько изображений Святого Христофора дошло до наших дней. И одно из них, как я писала выше находится в Чердынском музее им А.С.Пушкина. Второе изображение представлено в виде настенной фрески в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Эти, чудом дошедшие до наших дней изображения святого, не могут не привлекать интерес гостей и жителей Пермского края к нашему историческому наследию.

 Все сохранившиеся церковные росписи, в сюжетах которых фигурирует псоглавец, напрямую связаны со старообрядческим церковным подпольем. Если учесть, что в начале 18 века большая часть жителей Ныроба придерживались старообрядческой веры, к тому же основным источником пропитания являлась охота и рыбалка, то святой покровитель странников и охотников, как нельзя лучше вписывался в систему местной религиозной общины. Именно поэтому в храме появился крамольный образ святого Христофора.

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Западная традиция почитания св. Христофора

Легенды о св. Христофоре в западной интерпретации сильно отличаются от привычных нам. Одна из них гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Другие легенды говорят, что его имя было Офферо, и родился он в Ханаане.

В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского: великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнаёт, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде Креста.

Гигант Репрев-Офферо отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он мог бы послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду.

Он начинает перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Исус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, которая чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.

В основании легенды лежат два уравновешивающих друг друга парадокса: могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности; с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всей Вселенной.